Наследование выморочного имущества


Наследственное право

В качестве особой (специальной) девятой очереди (хотя она не названа таковой в законе) в теории наследственного права определяют государство – Российскую Федерацию.

 

По ранее действующему законодательству права и обязанности наследодателя, передававшиеся на основании закона к государству, именовались имуществом, переходящим в порядке наследования к государству. Однако такой термин признавался абсолютным большинством исследователей юридически неточным, поскольку наследство может переходить к государству и на основании завещания. В настоящее время указанный недостаток устранен, а такое имущество именуется выморочным.

 

Что такое выморочное имущество

 

Выморочное имущество – наследство, переходящее в собственность государства – Российской Федерации в силу отсутствия наследников как по завещанию, так и по закону. Согласно положениям законодательства владельцем такого имущества становится Россия в целом, а не органы государственной власти ее субъектов.

 

С учетом того что в настоящее время наследование государством выморочного имущества осуществляется в порядке наследования девятой очереди (при отсутствии наследников восьми очередей), такие случаи редки сами по себе. Вместе с тем исключать развитие ситуации в данном направлении также представляется недопустимым, поэтому законодательство устанавливает ряд правил вступления Российской Федерации в права наследования по закону.

 

Основания признания имущества выморочным:

  1. Физическое отсутствие наследников как по завещанию, так и по закону. Может сложиться ситуация, когда завещана лишь часть наследственных прав, в этом случае выморочным будет считаться оставшаяся часть имущества;
  2. Все наследники отказались от наследства, т.е. совершили юридически значимые действия, написав соответствующее заявление нотариусу;
  3. Все наследники не приняли наследство, т.е. фактически путем молчания воздержались от вступления в наследственные права;
  4. Все наследники лишены права на наследство. В данном случае наследодателем совершено завещание, в котором он указал, что лишает наследственных прав всех своих родственников, а необходимые (обязательные) наследники отсутствуют;
  5. Все наследники признаны недостойными (например, вследствие совершения противоправных действий в отношении наследодателя, направленных на призвание себя к наследованию, – покушение на жизнь наследодателя).

 

Правовые основы наследования выморочного имущества

 

Согласно действующему законодательству – ГК РФ, должен быть принят федеральный закон, который определил бы порядок оформления Россией наследственных прав на выморочное имущество, а также основания и процедуру его возможной передачи субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге – в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

 

Однако, несмотря на достаточно продолжительное действие части третьей ГК РФ (с 01 марта 2002 г.), такой закон до сих пор не принят, вследствие чего при установлении порядка наследования выморочного имущества необходимо руководствоваться иными нормативными документами, некоторые из них были приняты еще во времена существования СССР:

  • Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683 (ред. от 25 июля 1991 г.), утверждающее Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.
  • Инструкция Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 (ред. от 13 августа 1991 г., с изм. от 15 января 2007 г.), утверждающая Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, которое конкретизирует полномочия территориальных налоговых органов по учету выморочного имущества.
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 (ред. от 29 марта 2011 г.) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утверждающее Положение об указанном государственном ведомстве, которым его территориальные подразделения после получения выморочного имущества от налоговых органов наделяются правом от имени Российской Федерации осуществлять полномочия собственника над этим имуществом. 

Первые два вышеуказанных документа устарели и действуют в части, не противоречащей современному законодательству, поэтому их положения применяются дифференцированно и требуют детального анализа.

 

Порядок принятия выморочного имущества

 

1. По заявлению заинтересованных лиц (органов местного самоуправления, территориальных налоговых органов, иных государственных органов) о выявлении наличия выморочного имущества государственный нотариус обязан принять меры по его охране (в частности, в присутствии двух понятых составить опись имущества и назначить лиц, ответственных за его сохранность, заключив с ними договоры хранения).

 

2. Территориальные налоговые органы должны получить у данного нотариуса свидетельство о праве государства на наследство либо при наличии споров (например, с наследниками, не принявшими наследство в установленные сроки) обратиться в суд с требованием о признании своих наследственных прав. После вступления решения суда в законную силу они также получают на его основании одноименное свидетельство.

 

3. Одновременно с выдачей свидетельства о праве на наследство нотариус обязан передать налоговым органам составленную им опись имущества, а также документы о передаче его на ответственное хранение, за вычетом расходов, связанных с данным хранением.

 

4. Территориальные налоговые органы должны принять по описи и договорам имущество у ответственных хранителей, в случае его утраты, порчи, недостачи в течение десяти дней ими должен быть заявлен в суд иск о возмещении причиненного вреда.

 

5. В пятидневный срок после принятия имущества от ответственных хранителей налоговый орган, при необходимости с приглашением специалиста-оценщика, производит оценку наследственного имущества, о чем составляется акт описи и оценки имущества, который в трехдневный срок утверждается руководителем данного территориального налогового органа.

 

6. После совершения указанных действий налоговые органы должны в соответствии с составленным актом передать имущество государственным (муниципальным) структурам, которые осуществляют полномочия собственника от имени публично-правовых образований.

 

7. Получив переданное имущество, вышеуказанные структуры занимаются вопросами его реализации путем заключения различных гражданско-правовых договоров (купли-продажи, комиссии, агентирования и др.). Запрещается приобретение указанного имущества работниками налоговых органов и указанного федерального агентства. Максимальный размер вознаграждения за оказание услуг по реализации (например, реализующей комиссионной организации) не может составлять более 15% от стоимости имущества.

 

8. Структуры по управлению федеральным имуществом вправе принять решение о передаче поступившего им имущества субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

 

9. Вырученные от реализации выморочного имущества денежные средства подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня.

 

Наследование по закону

Очередность наследования по закону

Порядок призвания к наследованию по закону

Наследование по праву представления

Подтверждение прав наследования по закону