Особенности гражданско-правовых договоров с участием потребителя


Защита прав потребителей

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ) в области потребительских отношений.

 

Договор с участием потребителей или, как еще традиционно он именуется, договор в сфере обслуживания, является основной гражданско-правовой формой удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

 

Отметим, что доктрине гражданского права известны так называемые обязательные договоры – договоры, заключение которых является обязательным для одной или обеих сторон.

 

С позиции гражданско-правовой классификации частным случаем такого договора является публичный договор (ст. 426 ГК РФ), имеющий особое значение в гражданском обороте.

 

Публичный договор – это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

 

Конструкция публичного договора отражает две особенности заключения гражданско-правового договора:

  • обязанность коммерческой организации заключить договор с контрагентом;
  • запрет установления условий, дискриминирующих отдельных контрагентов или определенные их категории.

В юридической литературе широко распространенным является вывод о том, что договоры в сфере обслуживания носят публичный характер, т.е. при их заключении широко применяется так называемая публичная оферта.

 

Оферта  это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК РФ).

 

Оферта должна содержать существенные условия договора. В связи с этим по общему правилу реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

 

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Такая формулировка дает основания полагать, что публичная оферта может рассматриваться как предложение заключить договор только в том случае, когда речь идет о заключении публичного договора. Это подтверждается анализом п. 2 ст. 492 и ст. 494 ГК РФ. В договоре розничной купли-продажи, являющемся публичным договором, предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

 

Однако согласно п. 2 ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи (кроме случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи). Данное правило представляет собой исключительный случай, применимый только к розничной купле-продаже, но не к любому даже публичному договору.

 

Гражданско-правовой договор с участием потребителя в рамках гражданско-правовой характеристики является договором присоединения.

 

Договор присоединения – это договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

 

Конструкция договора присоединения представляет собой особый способ заключения гражданско-правового договора, при котором к предложенному одной стороной формуляру или иной стандартной форме другая сторона может только присоединиться, не имея возможности каким бы то ни было образом влиять на его содержание.

 

Следует сказать, что договор присоединения, несомненно, относится к случаям ограничения свободы договора. Как и в случае с публичным договором, конструкция договора присоединения не рассчитана исключительно на регулирование заключения договора с участием потребителей, однако в большинстве случаев применяется именно к таким отношениям.

 

Договор присоединения чаще всего применяется во взаимоотношениях коммерческой организации с гражданином, в том числе с гражданином-потребителем, когда стандартные условия договора повторяются многократно. Например, договор розничной купли-продажи, договор банковского вклада, предоставления услуг по туристическому обслуживанию (ст. 779 ГК).

 

В определенной мере связанная с договором присоединения, но выходящая за его пределы конструкция, направленная на охрану прав потребителей, представлена в п. 2 ст. 400 ГК РФ. В нем установлено, что соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

 

Следует исходить из того, что стороной в договорах по обслуживанию граждан в обязательном порядке является предприниматель, к которому предъявляются специальные требования. Предпринимательская деятельность является профессиональной, в силу чего на предпринимателя как профессионала в силу закона возлагается ряд преддоговорных обязанностей, в основном связанных с реализацией права потребителя на информацию.

 

Возложение на продавца исполнения ряда преддоговорных обязанностей является системообразующим фактором, определяющим место договора на обслуживание граждан в системе гражданско-правовых договоров. Преддоговорные обязанности продавцов (изготовителей, исполнителей) не связаны исключительно с процессом заключения договора, поэтому следует признать, что с предложением заключить договор на обслуживание в каждом конкретном случае выступает потребитель.

 

Важным в договорных отношениях с участием потребителя выступают запрет включения в договор условий, ущемляющих его права, и корреспондирующие с ним дополнительные права потребителей требовать признания таких условий недействительными и возмещения причиненных убытков.

 

Недобросовестные условия договора – это условия, тем или иным способом ущемляющие права потребителя, являющегося слабой стороной в договоре, в определенной степени вынужденного заключать договоры на данных предложенных (навязываемых) условиях.

 

Известной проблемой здесь могут стать процессуальные сложности доказывания вины изготовителя (исполнителя, продавца). В условиях презумпции добросовестности предпринимателя, а также соответствия закону содержания условий договоров бремя доказывания нарушений норм закона перекладывается на потребителя.

 

Особенности потребительских отношений в рамках договорных конструкций позволяют в литературе вести речь о выделении самостоятельной группы договоров, объединенных под общим названием «потребительские договоры». Термин «потребительский договор» является во многом условным, однако он применяется в отечественной доктрине. Самостоятельного значения указанный термин пока не приобрел.

 

Следовательно, ГК РФ позволяет провести классификацию гражданско-правовых договоров с участием потребителя и в рамках систематики выделить потребительский договор (договор на обслуживание граждан) в качестве самостоятельного типа гражданско-правового договора.

 

Российское гражданское право, регулируя потребительские отношения, направлено на защиту слабой стороны, что является изъятием из общего принципа изначального равенства сторон в договорных обязательствах. Предоставление потребителю дополнительных прав рассматривается как стремление законодателя уравнять стороны в договоре, само же положение потребителя как более слабой стороны изначально рассматривается как часть его статуса.

 

Ориентиром в поиске гражданско-правовых форм потребительских отношений является также примерный перечень видов деятельности, приведенный в п. 1 ст. 426 ГК РФ. Кроме того, ряд договоров с участием потребителей прямо обозначены в части второй ГК РФ и отдельных законах как публичные, например: договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей, а также договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (ст. ст. 919 и 923); договор личного страхования (ст. 927) и т.д.

 

Необходимо также в этой связи отметить роль Правительства РФ, которое в случаях, предусмотренных законом, может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). На это указывает прямая норма п. 2 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, предоставляющая Правительству РФ полномочия по изданию для потребителя и продавца правил, обязательных при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

 

При этом судебная практика и органы исполнительной власти дают разъяснения относительно примерного перечня договоров, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей. К таковым, в частности, относятся:

  • розничная купля-продажа;
  • прокат;
  • договор найма жилого помещения;
  • бытовой подряд;
  • договор о предоставлении нанимателю или собственнику жилого помещения коммунальных услуг;
  • договор участия в долевом строительстве;
  • договоры на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных нужд.

Между тем в ряду договоров с участием граждан судебные инстанции отметили те, которые не подпадают под потребительско-правовые конструкции. В частности, в числе потребительских договоров не упоминается договор страхования, несмотря на то что страховые услуги традиционно относят к числу финансовых услуг.

 

По данному вопросу свою позицию изложил в 2006 г. Верховный Суд РФ, который последовательно высказался против применения Закона о защите прав потребителей (даже в части общих положений) к спорам между страховщиком и выгодоприобретателем по некоторым договорам страхования. Так, данная позиция первоначально касалась договора ОСАГО, поскольку целью данного вида страхования является возмещение ущерба потерпевшему. Еще через два года Верховный Суд РФ указал на невозможность применения законодательства о защите прав потребителей вообще к любым договорам имущественного страхования, включая КАСКО, договор страхования жилья и пр.

 

Основные понятия закона о защите прав потребителей