Право потребителя на информацию о продавце, изготовителе, исполнителе


Защита прав потребителей

Информация об изготовителе, исполнителе, продавце

 

Как уже известно, реклама является основным информационным средством, с помощью которого оказывается необходимое воздействие на поведение потребителя.

 

Именно реклама как составная часть информации о продукции (услуге) довольно часто является некорректной с точки зрения подачи необходимых сведений потребителю не столько о товаре, сколько о его производителе, продавце, а при оказании услуг (выполнении работ) – об исполнителе.

 

Как правило, потребитель придает значение информации о наличии у субъекта опыта в осуществлении определенной деятельности, об уровне образования специалистов, наличии у них званий, наград и т.д., связанных с определенной деятельностью. Часто подобная ложная информация встречается в рекламе услуг юридического и экономического характера, в которой сообщается о наличии у лица статуса адвоката или аудитора, хотя соответствующий статус отсутствует. Такие факты, безусловно, являются случаями нарушения прав потребителей на предоставление надлежащей информации.

 

При этом на практике имеют место случаи введения в заблуждение потребителя при смешении товарных знаков, имеющих сводное семантическое и графическое представление, получающих существенное внешнее сходство.

 

Иногда такие ситуации являются злоупотреблением изготовителей, когда сходство товарных знаков возникает вследствие не случайного сочетания определенных параметров, а намеренного использования элементов, сходных с товарными знаками, зарекомендовавшими себя с положительной стороны.

 

Кроме того, в данном случае важна степень сходства не только товарных знаков, но и самих товаров. То есть при близком соседстве и внешнем сходстве продукции вероятность смешения очень велика. При сходстве товарных знаков продукции разного назначения эта вероятность почти исключена.

 

Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) закреплено законодательно. Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

 

Такая информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), – на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов РФ.

 

В Законе о защите прав потребителей установлен перечень информации, которую изготовитель, исполнитель, продавец обязаны предоставить потребителю о самих себе. Согласно ст. 9 Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

 

Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

 

Юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Место его нахождения определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Таким образом, оно включает следующие три характеристики:

  • название;
  • указание на организационно-правовую форму;
  • характер деятельности данного юридического лица.

Все сказанное в равной мере имеет отношение к информации об индивидуальном предпринимателе.

 

Если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

 

Следует также учесть, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги).

 

Указанная информация позволяет сделать правильный выбор при заказе товара или услуги, поскольку на такой выбор оказывает влияние деловая репутация лиц, продающих товары или оказывающих услуги. Кроме того, в этом случае потребителю известно, к кому обращаться с претензиями в случае продажи товара или оказания услуги ненадлежащего качества.

 

Информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

 

Постановлением Правительства РФ N 1037 установлены меры по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке. Согласно п. 1 указанного Постановления информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:

  • наименование товара;
  • наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);
  • назначение (область использования), основные свойства и характеристики;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

 

Содержание права потребителя на информацию

Право потребителя на просвещение в области защиты его прав

Право потребителя на информацию о товарах, работах, услугах

Право потребителя на информацию о режиме работы продавца (исполнителя)