Право на содействие обеспечению занятости и трудоустройству


Трудовое право

Для конкретного человека право на содействие в обеспечении занятости означает помощь ему соответствующих государственных органов в подыскании подходящей работы, т.е. реализации права на труд.

 

Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию подходящей работы и трудоустройству на нее, по обеспечению стабильности и неизменности трудовых договоров, по предотвращению незаконных, необоснованных отказов в приеме на работу и охране от незаконных переводов и увольнений.

 

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в ст. 5 закрепил основные принципы государственной политики в области занятости:

  1. Обеспечение всем гражданам России равных возможностей в реализации их права на труд и свободный выбор работы;
  2. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;
  3. Создание условий, обеспечивающих достойную человека жизнь и свободное его развитие;
  4. Обеспечение социальной защиты граждан в области занятости, помощь особо нуждающимся в ней и в трудоустройстве;
  5. Сочетание местных мер с централизованными, в области занятости;
  6. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
  7. Развитие трудовых ресурсов;
  8. Предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; а также принципы по координации действий органов занятости с другими органами и по международному сотрудничеству в области занятости.

Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству закреплено в разделе II Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Это сложное право, включающее ряд более простых прав (возможностей получить определенное благо), является важнейшей гарантией реализации права на труд.

 

Содержание права на содействие обеспечению занятости состоит из следующих прав граждан:

  • на проведение государственной политики в области занятости;
  • на трудоустройство;
  • на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе через службу занятости с получением стипендии;
  • на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на 2-5 лет);
  • на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, их должностных лиц, в том числе и в суд.

Организационно-правовые формы обеспечения занятости:

  • бесплатная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации как непосредственно на производстве, так и с помощью органов службы занятости;
  • направление на работу подготовленных молодых специалистов и квалифицированных рабочих;
  • квотирование рабочих мест для трудоустройства слабо социально защищенных (инвалидов, молодежи, женщин-матерей, одиноких родителей и др.);
  • подыскание службой занятости безработному подходящей работы и направление на нее;
  • создание новых рабочих мест на действующих или вновь организуемых производствах, поощрение этого исполнительным органами власти и службой занятости различными мерами;
  • внутреннее трудоустройство работника администрацией на том же предприятии, организации, намечаемого к высвобождению или увольнению не пр его вине;
  • организация общественных работ и направление на них безработных в качестве временных работников с сохранением статуса безработного и получением пособия по безработице;
  • различные специальные формы трудоустройства граждан, нуждающихся в особой помощи по устройству на работу (освобожденных из мест заключения, демобилизованных из армии и др.).

Трудоустройство – это подыскание подходящей работы, включая необходимую переквалификацию, повышение квалификации и устройство на работу. Оно может осуществляться самостоятельно гражданином или с помощью специального органа, занимающегося трудоустройством.

 

В широком смысле трудоустройство – это любой процесс устройства на работу: самостоятельное и с помощью службы занятости и администрации организации, обязанной предложить намеченному к высвобождению или увольнению не по его вине работнику другую имеющуюся работу и с его согласия перевести на эту работу. Трудоустройство в узком смысле – это деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданину помощи в устройстве на работу. Трудоустройству в узком смысле могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных), милиция (для вернувшихся из мест заключения), комиссии по делам несовершеннолетних (для подростков) и другие.

 

Есть общие и специальные формы трудоустройства.

 

К общим формам трудоустройства относятся:

  • самостоятельное трудоустройство;
  • трудоустройство с помощью службы занятости;
  • трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего высвобождению, на другую имеющуюся работу.

К специальным формам трудоустройства относятся:

  • организованный набор рабочей силы в отъезд;
  • направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ и других специальных образовательных учреждений, заключивших с работодателями соответствующие договоры о подготовке для их производства квалифицированных кадров;
  • направление безработного по установленной квоте приема, обязательной для работодателя;
  • трудоустройство для работы за границей по контракту.

Трудоустройство гражданина является итогом обеспечения его занятости. Далее действуют нормы Трудового кодекса РФ по обеспечению стабильности его возникших трудовых правоотношений.

 

Закон РФ «О социальной защите инвалидов» предусмотрел, что органами власти инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мер (ст. 20) – резервирование рабочих мест по наиболее подходящим для них профессиям, создание для них условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др. Перечень приоритетных для инвалидов профессий утверждается Правительством РФ.

 

Одной из гарантий обеспечения права граждан на занятость является предупреждение массового высвобождения работников. Критерием массового высвобождения работников являются показатели численности высвобожденных работников за определенный срок. Их определило Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, в котором тоже предусмотрена программа мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения.

 

Массовое высвобождение происходит в следующих случаях:

  • при ликвидации любого предприятия численностью 15 и более работников;
  • при сокращении 50 и более человек в течение месяца (30 дней), 200 и более человек в течение двух месяцев (60 дней), 500 и более человек за три месяца (90 дней);
  • при увольнении более 1 % общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности штатов в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность занятых менее 5 тыс. человек, т.е. в малых городах. 

Участие работодателей в обеспечении занятости населения

 

Содействие работодателей занятости населения обеспечивается:

  • реализацией положений коллективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства или увольнения работников;
  • оказанием помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставлением дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
  • созданием условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работающих;
  • разработкой и реализацией социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
  • соблюдением установлений квоты для трудоустройства социально не защищенных граждан;
  • трудоустройством определенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервированием отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять:

  • сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Трудовое законодательство в целях поощрения работодателей, активно сотрудничающих с органами службы занятости, предусматривает для них ряд льгот и преимуществ:

  1. Если работодатели трудоустраивают на работу сверх установленной минимальной численности выпускников профессиональных общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, они имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством РФ.
  2. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда (п. 3 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
  3. Органы службы занятости при необходимости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обеспечение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
  4. Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 5 ст. 26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). 

Организация общественных работ

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам – с другими организациями. В соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до 6 месяцев.

 

Преимущественным правом на заключение таких договоров пользуются:

  • безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев;
  • безработные граждане, отнесенные к категории недостаточно защищенных в социальном отношении, если по состоянию здоровья они могут выполнять общественные работы.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов РФ и фонда занятости.

 

Правовая организация трудоустройства граждан

 

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

 

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения.

 

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).

 

Деятельность органа занятости финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.

 

Права службы занятости, ее центров на местах следующие:

  • запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;
  • направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;
  • заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;
  • направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
  • взыскивать в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;
  • распоряжаться в соответствии с утвержденной сметой фондом занятости.

Обязанности органов занятости:

  • анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;
  • вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан;
  • информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;
  • помогать гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников;
  • организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах ГСЗ и других учебных заведениях, устанавливать им стипендии на этот период;
  • оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • регистрировать безработных и оказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;
  • подготавливать предложения и заключения об использовании рабочей силы в России.

Все услуги органы занятости оказывают бесплатно.

 

Социальные гарантии при потере работы и безработице

 

Социальные гарантии – это материальные условия, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

 

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

  • пособие по безработице;
  • выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;
  • компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;
  • компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса РФ;
  • оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам;
  • оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т.д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты;
  • досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту. Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

 

1. Особенности трудоустройства инвалидов

Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государство осуществляет следующую сумму мероприятий:

  1. Предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
  2. Предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  3. Резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  4. Стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  5. Создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  6. Создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;
  7. Организуется обучение инвалидов новым профессиям.

2. Особенности трудоустройства молодежи

 

Трудовым кодексам РФ установлен пятнадцатилетний возраст приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане, достигшие 14-летнего возраста.

 

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

 

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

 

В соответствии со ст. 266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя. Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 268 ТК РФ).

 

Правовой статус безработного

Пособие по безработице